На главную
Воронежская государственная технологическая академия
Кафедра информационных и управляющих систем


Составители: доц. Тихомиров С.Г., ст. преп. Хвостов А.А.

8

8. ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК

8.1 Ознакомительная практика

8.1.1 Цели и задачи

На ознакомительную производственную практику студенты направляются по окончании 2-го курса. Она заключается в ознакомлении с промышленным осуществлением основных процессов химической и пищевой технологии (химических, тепло- и массообменных, гидромеханических и механических) и с работой соответствующих аппаратов и машин, а также с общезаводским хозяйством предприятия (паро-, водо- и электроснабжение, ремонтно-механическая служба, служба КИПиА, вычислительный центр и т.д.).

Одной из важнейших задач является знакомство со средствами автоматизации на предприятиях, их функциями, эксплуатацией и принципами  работы, а также с организационным обеспечением и надёжностью, оценками эффективности работы систем автоматизации. Студенты впервые попадают в обстановку действующего предприятия и поэтому чрезвычайно важно ознакомить их с особенностями функционирования предприятия как единого целого.

Ознакомительная практика используется для закрепления знаний и получения практических навыков по курсам технической механики, электротехники и электроники, вычислительной техники и т. д., а также для получения сведений, необходимых для лучшего усвоения последующих курсов общей химической и пищевой технологии, автоматизации произ­водственных процессов, математическому моделированию и т.д.

8.1.2 Содержание и порядок прохождения             ознакомительной практики

После завершения оформления необходимых документов студенты совместно с руководителями от института и завода совершают экс­курсию по заводу с целью общего ознакомления с предприятием. Во время экскурсии по заводу и отдельным  цехам студенты-практиканты знакомятся с общими принципами организации производства, с назна­чением и работой основных и вспомогательных цехов, со схемой дви­жения сырья, полупродуктов и готовых продуктов, а также с админист­ративной схемой управления и ролью административных отделов и служб заводоуправления. Осмотру предприятия должна предшествовать беседа со студентами одного из ответственных работников завода, в которой должны быть изложены основные исторические сведения о предприятии, важнейшие показатели его работы, особенности структуры и организа­ции производства, связь с другими предприятиями.

В дальнейшем вся академическая группа разбивается на бригады, распределяется по цехам основного производства, в которых студенты знакомятся с основными химико-технологическими процессами и аппара­тами на примере конкретных производств, с техническими средствами автоматизации и вычислительной техники. Ознакомление с общезавод­ским хозяйством, а также с работой аппаратов и машин, не представ­ленных в указанных цехах, проводится в экскурсионном порядке.

8.1.3 Изучение основных процессов и аппаратов на примере конкретных производств, средств   автоматизации и вычислительной техники

При ознакомлении с работой какого-либо конкретного цеха или его отделения особое внимание студентов должно быть обращено на:

- организацию проведения и аппаратурное оформление химических, тепло- и массообменных, гидромеханических и механических процессов;

- взаимосвязь между аппаратурно-технологическим оформлением и  характером протекающих процессов, подчиненность  первого второму;

- работу типовых аппаратов и машин, таких как реакторы раз­личных типов, теплообменники, насосы, компрессоры, фильтры, цент­рифуги, абсорберы, десорберы, экстракторы, ректификационные колонны сушилки и т.д.

- организацию служб КИПиА, их права и обязанности;

- назначение и использование средств вычислительной техники в различных подразделениях предприятия;

- получение представления о правилах эксплуатации оборудования в конкретных условиях, методах контроля технологического процесса и обеспечения безопасности.

 По указанию руководителя практики студенты должны принимать непосредственное участие в проведении осмотров оборудования, средств автоматизации, особенно во время ремонтных работ.

 В ходе изучения студент составляет технологическую схему про­изводства (отделения, узла) с элементами автоматизации, эскизы не­которых основных аппаратов и структуру вычислительного центра. Схемы выполняются, с соблюдением примерного соотношения между размерами аппаратов и их относительным расположением.

8.1. 4 Индивидуальное задание

При выполнении индивидуального задания студент должен продемонстрировать умение применять на практике полученные в институте знания.

В качестве примерных индивидуальных заданий могут быть названы:

       а) составление материальных балансов отдельных технологических операций;

       б) составление тепловых балансов аппаратов;

       в) получение интерполяционных или экстраполяционных  зависимостей между входными и выходными параметрами процессов;

       г) разработка программы на ЭВМ.

 

8.1.5 Примерное распределение рабочего          времени общеинженерной практики                         ( % от общего времени практики)

1.Оформление документов, инструктаж по технике безопасности, противопожарной технике и общее экскурсионное ознакомление с предприятием - 10.                                                                                               

2.Изучение основных процессов и аппаратуры на примере конкретных производств, средств автоматизации и вычислительной   техники -50.                                                                                       

3. Изучение общезаводского хозяйства:

а) служба КИПиА, АСУТП - 5,

б) ремонтно-механическая служба - 5,

в) снабжение предприятий паром и водой, канализаций и

очистка сточных вод и газовых выбросов - 5,

г) электроснабжение -5,                            

д) внутризаводской транспорт и складское хозяйство- 5 ,

е) вычислительный центр –5.                             

4. Выполнение индивидуального задания -    в течение всей практики

5. Экскурсия на другие предприятия – 5.

7. Зачёт -5.

8.1.6 Содержание отчета

1. Введение.

2. Краткая история предприятиям его краткое описание (основные цеха, их взаимосвязь, выпускаемая продукция).

3. Краткое описание цеха, основные процессы и аппараты которого изучались практикантом (составные части цеха, выпускаемая про­дукция и её характеристика, отходы производства.

4. Технологическая схема производства данного цеха или отдель­ной стадии этого производства (отделения, узла) с элементами контроля и регулирования и описания схемы.

5. Эскизы  производственных аппаратов (по указанию преподавателя) и описание  устройства и действия этих аппаратов.

6. Структура и функции вычислительного центра.

7. Основные правила техники безопасности в цехе.

8. Общезаводское хозяйство:

    а) служба КИПиА, АСУТП,

    б) ремонтно-механическая служба,

    в) снабжение предприятий паром,

    г) водоснабжение,

    д) канализация,

    е) очистка газовых выбросов и другие меры по защите окружающей среды,

   ж) электроснабжение,

    з) внутризаводской транспорт и складское хозяйство,

    и) вычислительный центр,

9. Работа, выполненная по индивидуальному заданию.

10. Экскурсия на другие предприятия.

11. Выводы.

12. Список использованных источников.

 

8.2 Приборостроительная практика

8.2.1 Цели и задачи

На приборостроительную производственную практику студенты 3-го курса направляются после окончания  VI семестра. Приборостроительная практика проводится на передовых химических, нефтехимических и пищевых предприятиях. Приборостроительная практика направлена на ознакомление студентов с организационной структурой и технологическим оборудованием предприятия, а так же средствами контроля технологических параметров производства.

Приборостроительная практика имеет целью:

- закрепление и использование теоретических знаний, полученных студентами при изучении общих и специальных дисциплин;

- изучение действующих технологических процессов производства, оборудования и средств контроля технологических параметров с обязательным проведением анализа технологических процессов как объектов управления для выявления возможности их оптимизации и автоматического контроля и управления параметрами процесса;

- получение студентами практических навыков по управлению химико-технологическими процессами: во время практики студенты в течение всего периода работают в качестве дублеров аппаратчиков или операторов на рабочем месте, непосредственно связанном с решением задач управления производством;

- развитие у студентов навыков научно-производственной деятельности и творческого  мышления в области управления химико-технологическими процессами;

- сбор исходных материалов для выполнения курсовой работы по курсу теория автоматического управления (ТАУ).

8.2.2 Содержание и порядок прохождения приборостроительной практики

Работа студента на приборостроительной практике состоит в следую­щем.   

1.Общее ознакомление с работой основных цехов предприятия.

2. Подробный анализ работы одного из цехов или производств с изучением режимов функционирования оборудования.

3. Подробное изучение работы аппаратчика или оператора на ра­бочих местах цеха.

4.Изучение функций  цели системы автоматизации (АСУТП) и составление перечня параметров технологического процесса, подлежащих оперативному или периодическому контролю.

5. Изучение технических средств контроля основных технологических параметров процесса.

5. Ознакомление с порядком допуска рабочих к самостоятельной работе: виды инструктажа и обучения, инструкции по технике безопасности, их содержание.

6. Организация обменных экскурсий по производству, где про­ходит практика.

Порядок прохождения практики заключается в  следующем.

1. Общее ознакомление с основными цехами предприятия осуществляется путем экскурсии по предприятию и изучению информационного материала о предприятии.

2. Подробный анализ работы одного из цехов предприятия с изу­чением режимов функционирования:

- назначение цеха, связь с другими цехами, области применения готового продукта;

- характеристика исходного сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции, хранение и транспортировка, технические условия и методика контроля;

- технологическая схема и её обоснование;

- технологический режим и  соображения по его оптимизации;

- автоматизированная схема управления технологическим процессом контролируемых и регулируемых параметров, аппаратного оснащения;

- возможные отклонения от установленного режима, способ их устранения, пуска и установки;

- подробный анализ метрологических средств контроля параметров технологического процесса;

- анализ литературных источников с целью поиска альтернатив имеющемуся метрологическому обеспечению;

- сравнительный анализ имеющегося метрологического обеспечения с выводами в виде рекомендаций относительно частичной модернизации метрологического обеспечения;

- схемы материальных потоков, материального и теплового балансов, побочных продуктов, отходов  производства и их утилизация;

- плановые и фактические коэффициенты по сырью;

- основное, оборудование, его назначение и основные характе­ристики;   

- противопожарная техника и охрана труда, мероприятия по борьбе с загрязнением окружающей среды.

3. Выполнение индивидуальных заданий.

4. Работа студента дублером аппаратчика или оператора.

8.2.3 Индивидуальное задание

Студенты выполняют индивидуальные задания по указанию руководи­теля практики. В качестве объекта изучения должен быть выбран учас­ток производства, представляющий собой некоторое отделение или ста­дию этого производства. В технологическую схему этого отделения или стадии производства, как правило, должно входить несколько технологических аппаратов, связанных между собой технологическими или энергетическими потоками.

При выполнении индивидуальных заданий студенту необходимо использовать следующую литературу:

1.    Автоматические приборы, регуляторы и вычислительные системы: Справочное пособие. Изд-е 3-е, перераб. И доп. Под ред. Б.Д. Кошарского. – Л.: “Машиностроение” (Ленингр. отд-е), 1976 г. – 488 с.

2.    Промышленные приборы и средства автоматизации: Справочник. Под ред. Черенкова В.В., - Л., 1987. – 847 с.

3.    Сергеев, Алексей Георгиевич, Крохин, Виктор Васильевич. Метрология: Учебн. пособ. для вузов.-М.:Логос,2000.-408с

4.    Кафаров В.В. Методы кибернетики в химии и химической техно­логии.- М.: Химия, 1976.

5.    Кафаров В.В. Принципы создания безотходных химических производств.- М.: Химия, 1982.

6.    Кафаров В. В., Перов В.Л., Мешалкин В.П. Принципы математи­ческого моделирования ХТС. -М.; Химия, 1974.

7.    Касаткин А.Т. Основные процессы и аппараты химической тех­нологии.-М.: Химия, 1973.

8.    Бесков С.Б. Технологические расчеты. -М.1 Высшая школа, 1966.

 

В качестве литературы так же необходимо использовать тематические каталоги фирм-производителей метрологического оборудования, литературных обзоров по проблемам контроля технологических параметров для аналогичных процессов и ресурсы Internet.

8.2.4 Работа студента дублером аппаратчика или оператора

Работа студента дублёром аппаратчика или оператора проводится в  течение всей практики. Дублируемое рабочее место определяется руководителем практики от института по согласованию с руководителем производственной практики от предприятия и начальником цеха пред­приятия.

8.2.5 Теоретические занятия

При прохождении приборостроительной практики со студентами проводятся  теоретические занятия заводскими  работниками и руководителями практики от ВГТА.

В курс теоретических занятий целесообразно включить следующие темы:

1. История завода и перспективы его развития.

2. Техника безопасности и охрана окружающей среды на предприятии.

3.Пути интенсификации производства и улучшения качества продукции.

4.Система управления качеством продукции.

5.Прогрессивные технологические процессы и средства автоматизации на предприятии.

6.Организация рациональной и изобретательской работы.

7.Роль вычислительной техники в управлении предприятием, цехом, технологическим участком.

8.2.6 Распределение времени практики (в % от общей длительности)

1.Оформление документов, инструктаж по технике безопасности, общее знакомство с предприятием, основными цехами и  отделами –5.

2.Работа на рабочем месте в качестве дублёра аппаратчика или   оператора –50.

3.Изучение работы инженерных служб завода –15.

4.Выполнение индивидуальных заданий –17.

5.Экскурсии на другие заводы и предприятия и теоретические занятия –5.

6.Оформление отчёта –8.

Время, отведённое на отдельные разделы практики, уточняется при составлении календарного плана непосредственно на заводе руководителями практики от института и предприятия.

8.2.7 Содержание отчёта

1.Введение.

2. Краткие сведения о заводе и выпускаемой продукции.

3. Подробное описание технологического процесса.

4. Постановка задач управления технологическим процессом.

5. Подробное описание метрологических средств контроля основных технологических параметров процесса.

6. Конкретные предложения по возможным способам повы­шения эффективности контроля основных параметров технологических процессов, протекающих в обслу­живаемом оборудовании.

7. Индивидуальные задания.

8. Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.3 Конструкторско-технологическая практика.

8.3.1 Цель и задачи практики

 

Конструкторско-технологическая практика имеет целью углубление и совершенствование теоретических знаний, полученных в институте, и  совершенствование практических знаний и навыков, приобретенных при прохождении ознакомительной и технологической практик, изучение проектно-конструкторской документации на САУ и АСУТП и работы КБ предприятия, инженерных служб, связанных с ремонтом и эксплуата­цией КИПиА, изучение документации по алгоритмическому и программ­ному обеспечению АСУТП.

8.3.2 Порядок прохождения практики

В первый день практики приказом руководителя предприятия студенты должны быть оформлены на предприятии как практиканты (или на рабочие должности) и им назначен руководитель от предприятия из числа высококвалифицированных специалистов.

Практика должна начинаться с ознакомления студентов с работой предприятия: с получения общих сведений о предприятии, существующей системе автоматизации производственного процесса и производственной экскурсии. Студенты изучают технологическую схему предприя­тия, затем их распределяют на то или иное рабочее место.

Подбор места работы и последовательность их прохождения определяются совместно  представителями вуза и базового предприятия  с таким  расчетом, чтобы студент мог получить целостное представление о технологической цепи предприятия и его автоматизации. На каждом рабочем месте студент должен получить собственное представление о работе на этом месте и ее связи с другими звеньями технологической цепи.

Студенты-практиканты, работающие на оплачиваемых рабочих местах  (слесарь КИПиА, электрослесарь, программист, оператор ЭВМ, электронщик и т.д.), выполняют работу строго в соответствии с долж­ностными инструкциями.

В ходе практики студент в дневнике ведет записи в форме опи­саний деятельности на определенном месте, вычерчивает схемы и т.д. В конце практики студенты используют свои записи для составления общей характеристики деятельности предприятия, систем автоматичес­кого управления и составления отчета о практике.

Отчет о практике и все приложения к нему просматриваются руко­водителем практики от предприятия, который дает отзыв о них с оцен­кой работы студента-практиканта. Подпись руководителя практики удостоверяется печатью предприятия.

8.3.3 Содержание практики

За время работы на практике студенты знакомятся, изучают и фиксируют следующее:

- организацию, общий принцип построения, конкретную технологи­ческую схему процесса производства (согласно заданию), технологи­ческий регламент, оборудование, аппаратуру, контрольно-измеритель­ные приборы, вычислительную технику и средства сопряжения с объек­том и другие средства автоматизации;

- функциональную и структурную схемы автоматизации;

- принципиальные электрические схемы управления, сигнализации, блокировки;

- схемы внешних соединений;

- схемы щитов и пультов;

- схемы трубных и кабельных разводок;

- установочные чертежи;

- иерархическую структуру АСУТП;

- технико-экономическое обоснование (ТЭО) АСУТП;

- техническое задание на АСУТП (ТЗ);

- технико-рабочую документацию (технический проект и рабочий проект) на АСУТП, включая алгоритмическое, программное и организационное обеспечение;

- патентный обзор;

- экономическую эффективность САУ или АСУТП и другие вопросы.

Перечень и углубленность изучения тех или иных вопросов опре­деляется персональным заданием по прохождению практики руководите­лем практики от института, либо от предприятия и должны служить исходным материалом для выполнения курсовых проектов по дисципли­нам АТПО и ПМЭСА.

На основании знакомства и изучения перечисленных выше  вопросов студент должен научиться работать с проектно-конструкторской документацией на САУ и АСУТП, оценивать соответствие  проекта и реальной системы автоматизации, сравнить с передовыми системами автомати­зации (на основании патентного обзора), анализировать работоспо­собность и качественные показатели систем автоматизации, решать конкретные задачи по алгоритмическому и программному обеспечению АСУТП, а также овладеть производственными навыками по ремонту и эксплуатации технических средств автоматизации, включая ЭВМ и УВМ, навыками программирования и работы оператором ЭВМ, а при выполнении индивидуального задания - навыками самостоятельного решения постав­ленной задачи.

В случае прохождения практики на предприятии с низким уровнем автоматизации изучение вышеперечисленных вопросов по литературным источникам, в которых предложены решения по автоматизации, принятые за базовые в отрасли.

За время прохождения практики студент должен изучить рекомендованную ему литературу, составить патентный обзор и прослушать лекции и сообщения инженерно-технического персонала и новаторов производства.

8.3.4 Индивидуальное задание

В программу практики входит выполнение индивидуального задания, его цель - самостоятельное решение конкретно поставленной производственной или научной работы. В качестве индивидуального за­дания могут быть сформированы задачи следующего типа:

- разработка нового измерительного, преобразующего, регули­рующего прибора или отдельного его узла, регули­рующего или исполнительного механизма со специальными особенностями, устройств связи ЭВМ с объектом управления и др. (принципиальные схемы, рабочие или установочные чертежи, сопутствующие расчеты);

- расчеты нестандартных технических средств автоматизации преобразователей, таймеров, регулирующих органов, исполнительных меха­низмов, датчиков, устройств связи с объектом);

- расчеты настроечных параметров стандартных регуляторов и сис­тем управления, расчеты каскадных и комбинированных систем управ­ления, цифровых регуляторов, построение переходных процессов и т.д.;

- задачи математического моделирования объекта регулирования, идентификации (содержательная постановка задачи, математическая постановка задачи, выбор метода решения, алгоритмическое и програм­мное обеспечение);

- задачи статической и динамической оптимизации (выбор критерия оптимизации и его обоснование, определение ограничений на параметры управления, выбор метода решения задачи оптимизация процесса или оптимального управления, алгоритмическое и программное обеспечение задачи);

- разработка систем управления, обладающих новизной, и другие задачи.

8.3.5 Тематика лекций и сообщений

Основные направления развития предприятия, отрасли на ближай­шие годы.

Разборка и оценка имеющихся на предприятии рационализаторских предложений и сущность мероприятий, направленных на выполнение и пе­ревыполнение производственного плана.

Мероприятия по экономике материальных и топливно-энергетических ресурсов.     

Мероприятия по охране окружающей среды.

8.3.6 Основная и дополнительная литература

Норенков И.П. Введение в автоматизированное проектирование технических устройств и систем: Учебн.  пособие - М.: Высшая школа,1980, 311с. 

Дедков В.К., Северцев Н.А. Основные вопросы эксплуатации сложных систем: Учебн.  пособие - М.: Высшая школа, 1976. С. - 406.

Техническая кибернетика /Под ред. Солодвникова В.В. кн. 1, С.765, кн.2, С.675. М.: Машиностроение. 1967. – 450 с.

Иващенко Н.Н. Автоматическое регулирование. - М,: Машиностроение, 1983. 542 с.

Рей У. Методы управления технологическими процессами. - М.: Мир,-1983. 368 с.

Бояринов А.И., Кафаров В.В. Методы оптимизации в химической технологии. - М.:Химия, 1969. - 563 с.

8.3.7 Примерное распределение времени практики ( % от общей деятельности)

- общее ознакомление с предприятием, его основными и  вспомогательными цехами и отделами –10,

- работа на рабочих местах, связанная с выполнением пункта 8.3.4 – 60,                                          

- теоретические занятия, проводится на протяжении всей практики –10,                                                  

- экскурсии по родственным предприятиям –5,

- выполнение индивидуального задания –5,

          - оформление отчета о практике –10.

8.3.8 Содержание отчета

Отчет должен содержать 20-40 с.   рукописного текста и все необходимые чертежи и схемы;

- общие сведения о предприятии, его продукции, перспективы его развития;

- описание технологического процесса и постановку задач управ­ления;

- схему функциональной структуры АСУТП;

- функциональную схему автоматизации и ее описание;

- принципиальные электрические схемы, управления, блокировки, сигнализации и их описание;

- схемы внешних соединений, трубных и кабельных проводок и их описание;

- установочные чертежи и их описание;

- структурная схема комплекса технических средств АСУТП;

- ТЭО и ТЗ на  АСУТП (краткое);

- краткое  описание технико-рабочего проекта с соответствующими чертежами, алгоритмическим и программным обеспечением;

- патентный обзор;

- индивидуальное задание;

          - выводы, в которых студент должен изложить свои предложения по совершенствованию автоматизации технологического процесса.

 

8.4 Преддипломная производственная практика

8.4.1 Цель и задачи

Преддипломная практика производится  в Х семестре после выполнения студентами всего учебного плана, сдачи всех зачетов и экзаменов.

Преддипломная практика имеет целью:

- закрепление теоретических знаний, полученных студентом в ин­ституте по основным процессам химических и пищевых производств;

- изучение производства по теме дипломного задания как системы взаимосвязанных технологических процессов и аппаратов;

- приобретение знаний и навыков по организации, управлению, как отдельными установками, так и отдельным цехом;

- изучение экономики и организации производства, охраны труда в масштабах цеха и завода;

- освоение должностных функций мастера, начальника цеха или технолога цеха (работа дублером);

- участие студентов в работах по оказанию технической помощи производству,

- сбор и подготовка исходных материалов для выполнения диплом­ной работы или проекта;

8.4.2 Содержание преддипломной практики

Работа студентов на преддипломной практике состоит в следующем.   

1.Общее ознакомление с существующими производствами пред­приятия. Оно осуществляется путем организации экскурсий, и изучения развития предприятия и его отдельных производств, сравнения технологических схем, схем других предприятий и схем, описанных в лите­ратуре.

2. Подробное изучение одного из цехов или отделений цеха предприятия:

- назначение цеха, его связь с другими цехами завода, область применения готовой продукции;

- свойства и качество исходного сырья, вспомогательных мате­риалов и готового продукта, технические условия, ГОСТы, методы контроля;

- химизм процесса, влияние технологических параметров на ка­чество получаемой продукции, модель процесса (кинетика, гидродина­мика, материальный и тепловой балансы);

- обоснование технологической схемы процесса, конструкции ос­новных и вспомогательных аппаратов, компоновка оборудования;

- режим работы оборудования, автоматизация и механизация про­цесса обеспечения устойчивых режимов в аппаратах;

- проведение материальных и тепловых расчетов по всем стадиям процесса;

- существующий уровень автоматизации на предприятии;

- постановка задач управления технологическим процессом;

- функциональная и алгоритмическая структура АСУТП;

- техническое обеспечение АСУТП;

- организационное обеспечение АСУТП,

- противопожарные мероприятия, меры по охране труда, вентиля­ция, освещение, отопление;

- методики расчета технико-экономической эффективности от вне­дрения средств автоматики.     

3. Приобретение в течение 10-12 дней знаний и навыков в руко­водстве по обслуживанию оборудования, в руководстве работой цеха или отделения, освоение должностных функций мастера, начальника смены, технолога цеха или отделения ( работа дублером). При этом студент должен отработать следующие вопросы:

- изучение прав и обязанностей мастера КИПиА, начальника смены, технолога, инженера и разработчика, проектировщика, исследователя; 

- изучение порядка приема и сдачи смены, подготовки и организации  работы, расстановки рабочих, допуска рабочих к ремонту оборудо­вания и т.д.  

         - составление в течение 5 дней подробных наблюдательных листов фотографий рабочего дня и баланса рабочего времени дублируемого специалиста;

- соблюдение заданного режима работы оборудования, средств вычислительной техники; меры борьбы с неполадками и авариями, обобщение опыта работы лучших аппаратчиков, сокращение расходов сырья, энергии и материалов;

- ведение производственных журналов и обработка записей, сос­тавление технической отчетности по цеху или отделению.

4. Ознакомление с работой информационно-вычислительного центра, характерными задачами.        

5. Сбор материалов для выполнения дипломной работы или проекта, эта работа осуществляется при выполнении предыдущих пунктов.

8.4.3 Индивидуальное задание

Кроме ознакомления с перечисленными вопросами, студент выпол­няет индивидуальное задание, согласованное с руководством цеха. Целью его является развитые самостоятельности студента, расширение его технического кругозора как специалиста и проверка умения при­менять на практике теоретические знания, полученные в институте, для решения конкретных задач производства с применением методов химической кибернетики. Индивидуальное задание тесно увязывается с темой дипломного проекта или работы. Конкретно индивидуальным заданием может быть подготовка типовых математических моделей ос­новных процессов и аппаратов отделения (цеха); анализ разрабатываемых моделей с точки зрения их адекватности, выработка предло­жений по корректировке моделей, анализ необходимых экспериментальных данных. Возможна постановка задачи по разработке алгоритма вычислений, предложений по применению методов оптимизации, экономического анализа производства, автоматизации процесса.

Помимо индивидуального задания по дублированию мастера, на­чальника смены, технолога цеха на производстве, соответствующего теме дипломного проекта или работы, в качестве индивидуальных за­даний предлагаются:

а) проведение систематического анализа, производства, составле­ние материальных и тепловых балансов по всем статьям технологичес­кого процесса с целью разработки математического процесса;

в) критический анализ принятой технологии, выявление недос­татков схемы производства и подготовка предложений по их устранению;

в) изучение и анализ системы КИПиА на отдельных участках производства;

г) сравнительная характеристика существующих способов произ­водства, составление возможных периодических и непрерывных схем производства;

д) изучение возможных методов предотвращения вредных выбросов и разработка мер по их устранению для конкретного производства по теме задания;

е) Оценка уровня организации рабочего места оператора (комфортность помещения, выполнение эргономических и эстетических тре­бований), а также психофизиологических средних производственных факторов и мер по их устранению;

ж) экономический анализ работы цеха;

з) выполнение отдельных экспериментальных работ по заданию кафедры или завода;

 

8.4.4 Распределение рабочего времени           преддипломной практики

Продолжительность преддипломной практики установлена в 4 неде­ли. Рекомендуется следующий порядок распределения рабочего времена студентов (в % от общего времени практики приблизительно):

- оформление, общее знакомство с предприятием, экскурсии на другие производства и заводы –10;

- изучение одного из производств по индивидуальному  заданию –50;                                              

- работа дублером –20;

- работа ИВЦ –10;

- оформление отчета и получение отзыва у руководителя практики от предприятия (цеха) –10;

 

8.4.5 Содержание отчета

Отчет должен содержать все пункты раздела 2 «Содержание преддипломной практики»,а также раздела 3 «Индивидуальное задание» в объеме, согласованном с руководством практикой от института. Приблизительный план составления отчета: 

- основные производства и их взаимосвязь;

- описание технологического процесса и постановка задач контроля и управления;

- разработка математических моделей процессов;

- схема функциональной структуры АСУТП и её описание;

- предложения по организации управления и контроля технологическим процессом;

- комплекс технических средств разрабатываемой АСУТП;

- организационное обеспечение АСУТП;

- мероприятия по охране труда и технике безопасности;

- исходные данные для расчета технико-экономической эффективности АСУТП.

                                

8.4.6 Рекомендуемая литература

При прохождении преддипломной практики рекомендуется пользоваться списком литературы, приведённым ниже, а также дополнительной литературой, предлагаемой руководителем практики с учётом специфики индивидуального задания при согласовании последнего с руководителем дипломной научно-исследовательской работы (проекта).

9.    Кафаров В.В. Методы кибернетики в химии и химической техно­логии.- М.: Химия, 1976.

10. Кафаров В.В. Принципы создания безотходных химических производств.- М.: Химия, 1982.

11. Кафаров В. В., Перов В.Л., Мешалкин В.П. Принципы математи­ческого моделирования ХТС. -М.; Химия, 1974.

12. Кафаров В. В., Мешалкин В.П., Перов В.Л. Математические основы автоматизированного проектирования химических производств. -М.: Химия,1979.

13. Егоров С.В., Мирахмедов Д.А. Моделирование и оптимизация в АСУТП.-Ташкент: Механт ,1987.

14. Стефанин Е.П. Основы постраения АСУТП.-М.:Энергоиздат.1982.

15. Автоматизация технологических процессов пищевых производств / Под ред.Е.Б.Карпина.-М.: Агропромиздат, 1985.

16. Дудников Е.Г., Балакирев В.С., Кривсунов В.Н., Цирвин А.М. Построение математических моделей химико-технологических объектов.-Л.: Химия, 1970.

17. Автоматические приборы, регуляторы и вычислительные системы: Справочное пособие. Изд-е 3-е, перераб. И доп. Под ред. Б.Д. Кошарского. – Л.: “Машиностроение” (Ленингр. отд-е), 1976 г. – 488 с.

18.    Промышленные приборы и средства автоматизации: Справочник. Под ред. Черенкова В.В., - Л., 1987. – 847 с.

19. Сергеев, Алексей Георгиевич, Крохин, Виктор Васильевич. Метрология: Учебн. пособ. для вузов.-М.:Логос,2000.-408с

 

Hosted by uCoz